Шаги адаптации украинского законодательства под требования Европейского союза

Реформирование государственной службы в Украине является длительным процессом, призванным обеспечить стабильность и последовательность государственной службы в транзитивный период. Внедрение изменений в Украине должно основываться на принципах верховенства права, демократии и равенства, сложившиеся за время развития ЕС. Основные направления развития стран-кандидатов на членство в ЕС, а также официальные критерии членства в Европейском Союзе располагаются в трех документах: Маастрихтском договоре, Декларации Европейского Совета (Копенгагенские критерии и Мадридские критерии) и схеме переговоров с отдельной страной-кандидатом.

Основные параметры будущего развития государственной службы в Украине в общем виде зависят от конфигурации Европейского административного пространства, а также в связи с нормами и требованиями, на основе которых будет либо не будет унифицировано публичную администрацию, и единственно определенного статуса государственных (или гражданских) служащих. Успех модернизации государственной службы в условиях глобализации зависит не от интенсивности изменений или заимствований, которые переносятся на традиционный почву, а от структурированного синтеза целей, содержания, ценностей, норм и институтов.

Понятие «адаптация законодательства» означает основанный на международном соглашении планомерный процесс присоединения к международным договорам или процесс постепенного сближения, согласования и приведения нормативно-правовых актов национального законодательства Украины в соответствие с европейскими стандартами (норм, требований) правового регулирования отдельных сфер общественных отношений (правовой регламентации приоритетных сфер), «acquis» ЕС к условиям, которые изменяются. 

За последние годы по сравнению с предыдущими этапами расширения ЕС мы можем наблюдать тенденцию к ужесточению требований к выполнению новым странам-кандидатам. Административное сотрудничество между наднациональными и национальными органами власти стран ЕС и органами власти Украины, другими институтами и инструментами взаимодействия Украины с институтами Евросоюза приобретает более широкий смысл и требует соответствующих знаний, умений, понимания и разделения в своей деятельности ценностей ЕС, ответственности высшего политического и управленческого руководства нашей страны.

Состоянием на сегодня проведение политики европейской интеграции требует от Украины:

— обеспечение соблюдения норм и требований ЕС; 

— выполнение взятых государством обязательств; 

— приспособление национальных систем планирования и управления в процедурных требований и правил ЕС; 

— создание эффективных институциональных механизмов для осуществления сотрудничества с органами ЕС; 

— совершенствование системы коммуникации и координации, как внутри правительства, так и между национальными правительственными структурами и структурами ЕС;

— внесение изменений в процессы и процедур подготовки и принятия правительственных решений; — реструктуризации органов государственной власти, развития их административной способности.

В общем, реформирование государственной службы в Украине является длительным процессом, призванным обеспечить стабильность и последовательность государственной службы в транзитивный период. В 2010 г. между Украиной и ЕС был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Украины и Европейской Комиссией относительно Программы Всеобъемлющего институционального развития. Было выделено четыре основные направления, по которым осуществляется реализация программы СЕЛ в Украине:

— реформа миграционной сферы (в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 2011 г.);

— реформа в сфере санитарных и фитосанитарных мер (в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 2012 г.);

— реализация Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС;

— реформа в сфере мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования (в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины с 2013 г.).

Таким образом, инструментами нормативно-правовых и институциональных основ обеспечения адаптации государственной службы Украины к требованиям ЕС установлено: «Программа поддержки совершенствования управления и менеджмента» (SIGMA) «Европейские принципы государственного управления»; перечень направлений и принципов (критериев) реформирования государственного управления и «надлежащего управления», закрепленный в ряде правовых документов ЕС; проект Twinning; Национальная контактная точка TAIEX (NCP) в рамках Административного офиса программы (PAO) программа Всеобъемлющего институционального развития (СИВ). 

Для Украины актуальными с точки зрения вступления в ЕС есть и другие направления, которым должна соответствовать система ее государственного управления: реформа государственного управления; разработка политики и ее координация; публичные услуги и управление кадрами; подотчетность в органах власти; предоставления публичных услуг; управления государственными финансами. Именно поэтому перед Украиной стоит много задач по внедрению новых реформ и нового актуального законодательства.

 

Анастасия Чаркина, кандидат наук по гос.управлению, эксперт по вопросам гос.управления

В тему

Discussion about this post