Как отличить качественную программу МВА от “так называемой”

Сегодня на рынке бизнес-образования представлено большое количество программ MBA. Но есть и такие, которые совершенно далеки от настоящей программы и не соответствуют мировым стандартам качества.

Для начала необходимо понимать, что собой представляет программа MBA. Исходя из названия «Master of Business Administration»,программа должна предлагать к изучению все направления деятельности компании: операции, маркетинг, менеджмент, финансовый менеджмент, управление проектами, стратегический менеджмент и общий менеджмент для эффективного управления. Ведь для того чтобы быть мастером в бизнес-управлении, необходимо знать, как работают все сферы деятельности, и уметь ими управлять. Поэтому никакие трёхдневные или даже трёхмесячные программы с названиями «Заработай миллион с МВА», «MBA за 3 дня» и т.д. не имеют ничего общего с обучением на программе МВА. Или, например, программы с такими названиями: «MBA Финансы», где изучается только финансовый менеджмент, а другим сферам не уделяется внимание; «МВА Онлайн-маркетинг», где изучается детально онлайн-маркетинг, но ничего нет о финансовом менеджменте, общем менеджменте, операциях и т. д. Это просто узкоспециализированные программы по финансам, онлайн-маркетингу и другим направлениям.

Есть и такие бизнес-школы, которые вообще придумывают себе фейковые аккредитации или выдают нарезки из интернета за программу МВА.

Ниже представлен перечень ключевых моментов, на которые необходимо обращать внимание, чтобы отличить действительно качественную программу от “так называемой”.

  1. Формат обучения и его элементы.

Если сделать обзор очного формата, то многие программы представлены в виде модульного варианта обучения. Раз в месяц слушателей приглашают на 3-4 дня на очную встречу, где присутствует один или несколько спикеров, которые рассказывают о ключевых моментах по заданной тематике и делятся своим опытом. По сути, это трёх- или четырёхдневный тренинг. Проблема в том, что никакой тренинг не даст широкого понимания темы, которое необходимо слушателю программы МВА для формирования базы, с помощью которой он будет анализировать различный опыт (спикера, свой, коллеги по группе) и принимать эффективные управленческие решения. Далее после такой очной сессии слушателя в лучшем случае попросят написать аналитическое эссе или сделать самостоятельно какое-то домашнее задание. Но как можно освоить тему «Стратегический менеджмент» за 3-4 дня и после этого написать эссе? И какую пользу принесет написанное эссе?

Правильный ответ: такое направление, как стратегическое управление, возможно освоить минимум за 4 месяца плодотворной работы над изучением основных концепций, стратегических матриц и альтернатив, после чего необходимо будет самостоятельно разработать стратегию для своей компании или бизнеса. Вот только в таком случае может быть результат обучения.

Что касается онлайн-формата обучения, то его организовать для бизнес-школы еще сложнее. Поэтому программы в дистанционном формате можно пересчитать на пальцах. Для организации качественного онлайн-обучения необходимы технологические инструменты (платформа) и, самое главное, контент программы. Если у бизнес-школы нет собственных разработок и материалов, то, соответственно, и представить ей в онлайн-формате нечего. Есть и такие, которые выдают нарезки из интернета за программу МВА. На таких программах контролирующие тесты, если они есть, проверяются автоматически и не требуют привлечения высококвалифицированного преподавателя.

Рекомендации по выбору дистанционного обучения: обращать внимание на то, что вы будете изучать в процессе обучения, какие задания выполнять и кто их будет проверять.

  1. Учебные материалы.

К сожалению, во многих бизнес-школах нет специально разработанных учебных материалов. В лучшем случае рекомендуют почитать несколько книг по тематике, объём которых обычно варьируется от 300 до 1000 страниц.

Это объясняется тем, что для разработки книг необходима ученая степень, высокий профессионализм, большие временные и финансовые затраты. Гораздо легче сделать пару чек-листов и выдать их слушателям во время трёх- или четырёхдневной встречи. Но никакой чек-лист и лекция не дадут слушателю широкого понимания, например, маркетинга или стратегического маркетинга.

  1. Преподаватели программы

Часто от просмотра раздела «Преподаватели» некоторых бизнес-школ “дух захватывает” – такое количество людей, которые являются преподавателями программы! Кто же такой преподаватель в бизнес-школе по западным стандартам?

Преподаватель (тьютор) – это человек, который владеет теоретической базой направления, которое курирует, а также имеет практический опыт в соответствующей сфере. Тьютор бизнес-школы – это работающий человек (руководитель, собственник, бизнес-консультант), который постоянно повышает свой профессиональный уровень, читая бизнес-литературу, отслеживая новые тенденции развития курируемого направления.

Цель тьютора – помочь слушателю сформировать решение задачи или проблемы, а также выработать практический навык применения методологии. Тьютор должен владеть материалами программы, иметь большую теоретическую базу для того, чтобы профессионально отвечать на тематические вопросы, интересующие слушателей. Зачастую бизнес-школы приглашают большое количество преподавателей, которые на самом деле являются лишь спикерами или бизнесменами, передающим свой личный опыт.

Но у каждого слушателя свой опыт, свои условия работы и развития бизнеса. Чужой успешный опыт очень сложно повторить в других условиях. Для формирования своего успешного опыта необходимо знать теорию, уметь анализировать, принимать решения на основе анализа и воплощать их с помощью выработанного навыка. Именно такой последовательности действий профессиональный тьютор должен обучить  слушателя для того, чтобы результат оказался успешным в любое время и в любой ситуации.

  1. Практическая ориентация.

На программу МВА зачастую приходят учиться руководители, которые в силу современных тенденций имеют острую нехватку времени на что-либо другое, помимо работы и семьи. Тут на помощь и приходит бизнес-образование, которое призвано решать конкретные повседневные и стратегические задачи слушателей. Программа МВА должна содержать значительную практическую составляющую: очные или онлайн практикумы, решения реальных бизнес-кейсов и работу над собственными проектами, консультационную поддержку тьюторов (преподавателей-экспертов) и другие элементы обучения, которые вырабатывают навык применения методологий. Важно сформировать умение использовать теорию на практике. При таком подходе слушатель программы сразу получает видимые результаты в своей рабочей деятельности. Следовательно, чем больше заданий слушатель выполняет в процессе обучения, тем лучше будет результат обучения.

  1. Наличие реальных отзывов выпускников бизнес-школы.

Отзывы – это реальное независимое мнение людей, которые могут поделиться советами, рассказать, что может дать вам обучение, а также рекомендовать или не рекомендовать идти учиться на конкретную программу.

Сегодня на рынке бизнес-образования очень много компаний, которые предлагают обучение по программам МВА. Но только единицы являются профессионалами в данной отрасли. И в таком случае совершенно естественно, что не многие бизнес-школы могут похвастаться наличием положительных отзывов или их большим количеством. Важно также распознать реальные отзывы от “само-написанных”. В настоящих отзывах, обычно, есть фотография самого слушателя, указывается его должность, название компании и активная ссылка на его профиль в социальной сети (если таковой имеется), благодаря чему, при необходимости, любой желающий может проверить, реальный ли это отзыв. Рекомендация: всегда изучайте и проверяйте отзывы.

  1. Итоговые документы по окончанию обучения.

Конечно же, при поступлении на программу МВА в первую очередь следует ставить цель в приобретении профессиональных знаний и практических навыков. Ведь никакой престижный диплом не поможет, если обучение прошло впустую.

Но в любом случае приятным завершением обучения являеться еще и получение статусных документов. Поэтому хорошо, если по окончанию программы вы получите отечественный диплом известной бизнес-школы, а еще лучше, если это будет европейский или американский документ. Западные дипломы имеют больше доверия и статусности у работодателей. А в случае переезда или карьерного перемещения в другую страну такой диплом даст вам преимущество среди других профессионалов. Только следует различать “маркетинговые уловки” компаний, которые хотят преувеличить свою значимость за счет таких громких слов, как “котируемый диплом”, “диплом международного образца”, “не требующий нострификации” и т. д. Никакого международного образца дипломов не существует, так же как не существует и “списка котируемых бизнес-школ и дипломов”! Есть различные рейтинги, которые постоянно меняются.

Будьте всегда избирательными в выборе бизнес-школы и программы МВА, уделите изучению информации достаточно внимания, чтобы потом не жалеть о зря потраченных деньгах и времени!

Материал подготовила International Management Academy

В тему

Discussion about this post